Эссе "Моя педагогическая философия" (Семынина Н.М.)

 

 

Яндекс.Метрика

 

Эссе "Моя педагогическая философия" (Семынина Н.М.)

 

     Мое призвание – учитель. Учитель для меня не профессия, не работа, не хобби... Для меня «учитель» - это моя жизнь. Я не работаю, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

     Что же это значит для меня - быть учителем? Каждый день открывать для себя новое в своих учениках и в себе, быть готовым учиться вместе с ними, у них, помните как у Сенеки «Уча, учимся». Помогать, поддерживать, сопереживать успехам и неудачам своих учеников. Находить радость в общении с детьми, думать о них, стремиться идти удобной для них дорогой. Вселять в них уверенность в своих силах, быть не «над»,  а вместе с ними, помогать найти свое предназначение в этом огромном мире. Не слишком ли много, скажите Вы? Разве может обычный человек воплотить в жизнь, все это? Обычный человек… А разве учитель может быть обычным человеком? Разве то, что он выбрал для себя эту нелегкую дорогу служения истине, не делает его в глазах  детей НЕОБЫЧНЫМ?

     Мне комфортно в школе, мне нравится и веселый гомон детских голосов на переменах, и бесчисленные «Почему?» на уроках и вне, нравится наблюдать за тем, как вчера еще робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется  и набирает силу с каждым днем, и вот он уже уверенно выступает на научной конференции школьников, а вот он молодой перспективный ученый, занимающийся изучением процессов мышления и памяти…Нравится видеть живую и непосредственную реакцию ребенка, ведь детские глаза не могут лгать! Мне доставляет радость радость открытия моих учеников, их успехи! Радость человеческого общения, радость встречи. На моих уроках нет барьеров, отделяющих учителя от учеников. Мы вместе проходим этот путь познания мира и осознания себя в нем.

     Чтобы наши ученики могли действовать в соответствии с ситуацией, предлагаемой им жизнью, нужно научить их действительно понимать её законы. А это понимание невозможно без умения чувствовать, воспринимать истинное положение вещей, для этого же нужно доверие, открытость миру,  нужны глаза, чтобы увидеть, нужна зоркая душа, чтобы почувствовать.  Именно с умения чувствовать и сопереживать начинается, на мой взгляд, чисто человеческое отношение к миру.

     Делая первые шаги в педагогике, я постоянно задавалась вопросом: зачем моим ученикам физика? Им, будущим строителям, шоферам, милиционерам, воспитателям… Конечно, не для того, чтобы они стали новыми Фарадеями, Ньютонами, Эйнштейнами, хотя хотелось бы… И не только для того, чтобы на основании знания законов физики могли починить утюг, телевизор, построить дом… Так зачем же она им, моим ученикам, моя физика? Я и сейчас задаю себе этот вопрос, когда размышляю над построением нового урока. Иногда я прошу своих учеников представить комнату, в которой вместо стен окна, и каждое окно позволяет увидеть мир с какой-то одной стороны: глазами историка, биолога, химика, поэта, физика…Что выберете вы: смотреть на мир в одно окно и видеть только кусочек синего неба или откроете для себя все стороны этого удивительного мира, в котором мы живем? Выбирая простор, вы открываете перед собой множество дорог, и только наблюдая весь пейзаж, открывающийся вашему взору из всех окон этой волшебной комнаты, вы начинаете понимать, чувствовать, осознавать целостную красоту и гармонию мира. Каждый школьный предмет призван выявлять и развивать  ребенка средствами своей предметной области. Стараюсь следовать известной истине: «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить!» (Дистервег) Конечно, я осознаю, что жизненные ситуации у моих учеников будут иные, чем те в которых рождались великие физические открытия. И если на уроках, где я стараюсь создавать ситуации исследования, поиска истины, где каждый ребенок может почувствовать себя первооткрывателем, они научатся мыслить, творить, сотрудничать и сопереживать, то я ничуть не сомневаюсь, что мой предмет, моя любимая физика будет востребована.

     Ученье я вижу как процесс расширения возможностей понимания мира, мира людей и вещей, законов взаимоотношений в нем; это процесс самопонимания, самосовершенствования, самосознания, приобретения умения распоряжаться своими знаниями в жизненных ситуациях.  В этой связи вспомнились слова Ральфа Эмерсона: «Учитель- это человек, который может делать трудные вещи легкими», именно не упростить, а сделать легкими! В чем секрет такого учителя?

Мастерство учителя зависит и от природной любознательности, готовности изменять себя, степени открытости новому, хороших коммуникативных способностей, умения быть в диалоге с окружающим миром, с самим собой, умения слышать и быть готовым действовать. Если же он утрачивает эту способность, он теряет свою индивидуальность. Учитель, имеющий постоянную готовность к «вторжению извне», способный стимулировать внутренние процессы,  умеет учиться сам и учить других. Ведь «хорош лишь тот учитель, в котором не умер ученик…» (Баурджан Тойшибеков).

     Как сделать уроки  личностно значимыми  для каждого ученика? Продумывая будущий урок, я не пишу  подробный конспект, а только продумываю некую  его конструкцию, расставляю опорные точки, которые являются для меня примерными ориентирами на пути к  поставленной цели. Сам же  урок подвижен и гибок. Учащиеся сами выбирают направление  и мы вместе выбираем траекторию продвижения класса, а она в свою очередь зависит от учащихся, от вклада отдельных детей в общую познавательную работу. Это позволяет превратить урок в совместную творческую работу, а каждый урок становится неповторимым. Это позволяет нам вместе  с учениками «идти дорогой, удобной ученикам», я же стараюсь чутко воспринимать  направление высказываний учащихся, быстро анализировать их и направлять в нужную сторону.

     Спросите любого учителя, каких детей он любит? Любознательных, инициативных, общительных, послушных, дисциплинированных… Но каждый человек, в том числе ребенок, неповторим! Он имеет право на ошибку, и никто не должен диктовать ему свою волю, навязывать свои правила. Ведь мы с вами работаем с живым «материалом» и не имеем права давать готовые ответы. Мы можем определить направление, дать ориентиры, но «смысл человеку не может быть дан, смысл человеком может быть найден»! Беспокойными, смелыми, отчаянными, уважающими чужое мнение, но умеющими отстаивать  и свое собственное – такими я вижу своих учеников.

     «Не ошибается тот, кто ничего не делает» Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь «ошибка – путь к творчеству». Важно не столько «отгадать единственную истину», сколько увидеть средства построения этих истин! Путь к истинам так же ценен, как и сами истины.  Истина же «устремляется навстречу тому, кто ее ищет» (Минуций).

     Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать! Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку, его оценка сегодня - это показатель того, насколько он продвинулся  в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно -  не учиться»

     Мерилом успешности учителя, несомненно, являются его ученики.  «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. Некоторые из них продолжают моё дело. А это значит - урок продолжается… Значит, я не зря живу учителем…

     Нами управляют наши убеждения. Все, что происходит с нами, является отражением наших убеждений. Без веры в себя, в успешность своих действий нам будет трудно чего-либо достичь. Это в одинаковой степени применимо и к умудренному опытом учителю, и к ученику, робко входящему в класс, открывающему для себя удивительный мир – мир физики.

    Если вы боитесь, что вас побьют, считайте себя битым.                         

     Если вы думаете, что вы не смеете, вы не посмеете никогда.

     Если вам нравится побеждать, но вы думаете, что вы не сможете победить, вы почти наверняка потерпите поражение.

     Если вы считаете, что вы проиграете, вы уже проиграли.

     Если вы считаете, что вас оставляют позади, это так и есть.

     Потому что во всем мире успех начинается с воли человека.

     Ваши мысли и стремления должны лететь высоко, чтобы дать вам подняться…

     Адам Джексон

 

Дата последнего обновления страницы Чт 11.02.21
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения