Эссе "Моя педагогическая философия" (Носенко)

 

 

Яндекс.Метрика

Эссе "Моя педагогическая философия" (Носенко)

 

     В первый год своей работы я сразу ощутила, как много времени уходит на подготовку к уроку: поурочные планы, карточки, плакаты... «Ну, ничего, – говорила я себе, – три года посижу, там снова 1-ый класс, а у меня все будет готово!» Но через три года пришли  другие дети, что-то изменилось в программе, что-то изменилось во мне.  Все пошло по спирали.

     Вся наша жизнь – промежуток между «Если бы молодость знала» и «Если бы зрелость (замена слов – из деликатности к самой себе!) могла». Моя жизнь – школа. В ней (или в мыслях о ней) проходит большая ее часть. В ней я прохожу свою школу жизни. Учусь, чтобы учить, учу, чтобы учиться.

     В чем суть моей деятельности как педагога? Когда у сороконожки спросили, как она ходит и в каком порядке переставляет ноги, она задумалась и не смогла сделать ни шагу. Но, кажется, я нашла: в осознанном выборе Пути ученичества.

     Учитель – учительство… На ходу, в Интернете,  нахожу приемлемое толкование: «общность учителей и учительниц».   Ученик – ученичество – тоже общность? Не только. По В. Далю – «звание и состояние ученика». Сделала акцент на втором слове: состояние.

     Недавно с ребятами читали «Алису в Зазеркалье» Льюса Кэрролла. Поймала себя на мысли, что это – о нас, учителях: «...здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее. Побежали?!» Инструменты труда и мысли стремительно развиваются, и наши ученики «бегут» по ней гораздо быстрее нас. А учить «тому, что понадобится им завтра», будучи во «вчера», просто невозможно. 

     Я – учитель, связующее звено между знанием и опытом прошлых и будущих поколений. Именно от меня зависит, какое знание получат мои ученики: «живое», развивающееся, или только его безжизненный слепок. Откуда берется «живое» знание? Из природы, деятельности и человека. А самое «живое» знание – у ребенка. Я знаю, а он открывает. О, это постоянно пульсирующее противоречие между «знаю» и «не знаю»! Иду на урок, зная, чем он должен закончиться, но каждый раз,  входя в класс, заново вместе со своими учениками открываю для себя то, что мне давно известно. 

     Зачем приходят ученики в класс? Все по-разному. За чем приходят? За Истиной  и Способами ее постижения. «Эврика! Я нашел!» - радуется учитель вместе с учениками. День за днем, год за годом мы прикасаемся к Истине, открываем Способы ее постижения. Незаметно возникает Искушение их присвоить. И тогда вместо Размышления - «Я знаю? Я умею? Я понимаю?»  появляется Утверждение «Я знаю! Я умею! Я понимаю!». Монополия на Истину и Способы ее постижения деформирует учителя изнутри, закрывает ему Путь ученичества.  Учитель и ученик все больше отдаляются друг от друга…

     К счастью, Путь ученичества ни для кого никогда не закрыт! Отбросим старые мысли, вспомним свое Детство, посмотрим в пытливые глаза своих учеников и шагнем с ними вместе!  

Есть некий час – как брошенная клажа:

Когда в себе гордыню укротим.

Час ученичества – он в жизни каждой

Торжественно неукротим.

                                       Марина Цветаева.

     Как коротко и как просто! Для чего я об этом так много рассказывала? Я проходила свой  Путь ученичества.

Дата последнего обновления страницы Чт 11.02.21
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения